Выездная экскурсия на Седьюский каньон
Экскурсионная программа с выездом в п. Седью. Знакомство с уникальной природой, посещение наиболее интересных природных объектов.
В Историко-краеведческом музее (г.Ухта, ул.Мира, 5 «Б»)
экскурсии:
Пернатые друзья
Экскурсия «Пернатые друзья» знакомит с различными видами оседлых и перелетных птиц Ухты и ухтинского района: глухарь, тетерев, рябчик и др. Имеются и редкие виды, внесенные в Красную книгу Республики Коми
Таежные жители
Экскурсия «Таежные жители» знакомит с разнообразием животного мира тайги. Здесь представлены характерные и распространенные виды животных: бурый медведь, лосенок, куница, белка, заяц-беляк, лисица
Что такое музей
Юные посетители узнают, для чего создаются музеи, что интересного там можно найти и открыть для себя, какие музеи бывают. Ребят познакомятся с историей Историко-краеведческого музея Ухты, некоторыми залами, научатся «музейной» терминологии и правильному поведению в музее.
Экскурсия дополняется просмотром мультфильма.
Для дошкольников 5-7 лет, учащихся 1-2 классов
Устройство коми-избы
Экскурсия «Устройство коми избы» познакомит с традиционным жилищем коми 18-19 вв. Посетители смогут увидеть предметы внутреннего убранства: деревянную и глиняную посуду, самовары, старинный сундук и многое другое.
Для учащихся 1-9 классов
Традиционный костюм и орнамент коми
Данная экскурсия расскажет о традиционной одежде и истории возникновения орнамента коми. Посетители смогут рассмотреть мужскую и женскую одежду, разнообразие вязаных варежек и дарственных поясов.
Для учащихся 1-9 классов
Фольклор коми народа
Экскурсия «Фольклор коми народа» — это веселое тематическое занятие с элементами игры. Ребята будут отгадывать сложные коми-загадки, узнают традиционные пословицы и поговорки. По окончанию занятия, после игры «Пышкай», всех ждет просмотр мультика по известной коми-сказке.
Для учащихся 1 – 5 классов
Основные занятия коми
Экскурсия предлагает познакомиться с основными занятиями коми: охота, рыболовство, земледелие, домашние промыслы. Посетители увидят охотничьи капканы, рыбные снасти, посуду и многое другое
Для учащихся 1-9 классов
Коми игры
Занятие посвящено традиционным подвижным играм коми народа, которые были популярны у подростков. Ребята знакомятся с самыми распространенными видами досуга и узнают их отличительные особенности. Одни из них проводятся только в помещении – “Мышь и угол”, “Маленький воробышек”, другие только на улице в зимнее время года “Городки на снегу”, “В котёл” и т.д. Некоторые игры были очень распространены, их знали не только в любом уголке коми земли, но и по всей России. И назывались они у всех по-разному. Например, такая, знакомая нам игра как “Жмурки” на Удоре называлась “Кур-куру”, в Летке “Ловля овец”, на Выми – “Зажмурив глаза”.
На занятии проводится такая веселая игра, как «Пышкай» («Воробей»). Детям она очень нравится. По жребию выбирают водящего – воробья. Ему завязывают глаза. Он стоит в центре круга, поворачиваясь то в одну, то в другую сторону. Остальные становятся в круг и поют:
«Прилетел к нам воробей,
И запел как соловей.
Эй ты, птичка, не зевай,
Кто мяукнет, угадай.»
Все замолкают. Кто-нибудь говорит: “мяу, мяу”,- стараясь изменить голос. Водящему нужно узнать, кто подал голос. Если угадал правильно, то становится в круг, а глаза завязывают тому, кто мяукнул. Если не угадает, то продолжает водить дальше.
Игры, это не только способ весело провести время для детей, но и источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Современным детям полюбилась традиционная игра «Гизь-гизь, горань». Она очень похожа на игру «Колечко», только в качестве атрибута иногда использовали камешек, горошинку или пуговку.
А вот забава «Кто засмеётся?» оставлена напоследок. Все играющие берутся левой рукой за большой палец соседа, образуя как бы ручную мельницу и, вращаясь по кругу, приговаривают:
«Из собственных рук — ручка жернова.
У кого первым покажутся зубы-
Тому десять щелчков, тому десять тычков. ТЬФУ! ТЬФУ!»
После этих слов все замолкают, никто не разговаривает, не улыбается. Кто не выдержит и первым засмеется тому щелчок по лбу.
Досуг в коми деревне состоял из разнообразных игр, состязаний, хороводов и развлечений. Они зависели от календарных праздников и времени года. Часто некоторые игры следует рассматривать в качестве важного средства для физической подготовки к трудовой жизни.
Обычно мальчики и девочки в возрасте 4 – 12 лет, встречались на улице, во дворах и большую часть времени посвящали различным подвижным играм, которые способствовали развитию силы, ловкости, умения и мастерства.
Для учащихся 1 – 4 классов
Программа интерактивных занятий «Ремесло – не коромысло»
Историко-краеведческий музей предлагает Вашему вниманию программу интерактивных занятий, разработанную с учетом возрастных особенностей. Она направлена на популяризацию занятий коми и знакомство детей и молодежи с основами традиционных ремесел.
Для детей 5-7 лет.
-
«Ремесло — не коромысло»
Занятие с элементами игры
На занятии дети познакомятся с пословицами и поговорками о труде. Узнают, чему они учили и почему были так популярны давным-давно. Во время игры, при взаимодействии с экспонатами ребята приобщатся к мужским и женским занятиям.
-
«Как рубашка в поле выросла».
Беседа + мастер-класс
Занятие по мотивам рассказа Константина Ушинского. Дети узнают, как из льняного цветка изготавливают нить, из нити – полотно, из полотна – рубаху. А также увидят и попробуют на ощупь другие материалы для одежды коми, познакомятся с орнаментом и нарисуют понравившиеся мотивы.
Для детей 8-13 лет.
-
«Промыслы коми»
Экскурсия с элементами практической деятельности
Знакомит с традиционными занятиями крестьянской семьи: охота, рыболовство, домашние ремесла, земледелие и животноводство. Мальчики научатся разгадывать следы зверей, а девочки – работать с инструментами для рукоделия. С помощью интерактивной карты Республики Коми проследят, как отличались промыслы в разных районах.
-
«Терем-теремок»
Экскурсия
Экскурсия о коми избе и обычаях, связанных с её строительством. Ребята послушают об особенностях материалов, из которых строили дома. На примере макета узнают об устройстве избы и домашнем быте. А также познакомятся с многообразием утвари и способами ее изготовления.
-
«Куклы из бабушкиного сундука»
Музейное занятие + мастер-класс
Дети знакомятся с историей создания традиционных кукол. Рассматривают игрушки, исследуют их материалы, сами изготавливают игровую куклу из ткани «Зайчик на пальчик».
Для детей 14-18 лет.
-
«Основные занятия коми»
Экскурсия + мастер-класс
Знакомит с мужскими и женскими основными занятиями, распределением обязанностей в семье в соответствии с возрастом. С помощью картин известного коми «этнофутуриста» Юрия Лисовского, дети узнают какие символы сопровождали человека в труде и в течении жизни. На мастер-классе придумают и изготовят родовой знак своей семьи – пас.
«Прикладное искусство»
Экскурсия + мастер-класс
Посвящена основным женским занятиям. Дети увидят какие материалы использовали для традиционных костюмов и узнают историю возникновения орнамента коми. Освоят технику изготовления набойки по ткани.
-
Тряпичная кукла «акань»
Мастер-класс
Дети познакомятся с историей возникновения традиционной куклы коми народа – «акань». Узнают какие материалы использовали, освоят технику её изготовления.
Ухта и ухтинцы в годы Великой Отечественной войны
Экскурсия посвящена становлению и развитию промышленного комплекса Ухты в годы войны, труженикам тыла, участникам. Посетители узнают историю единственной боевой операции на территории Коми – Печорского десанта, увидят личные вещи первого пилота Ухты Н.П. Семёнова и многое другое.
Для учащихся 8-11 классов, студентов
Святилище древних предков
Археологические находки из Эшмесской пещеры познакомят с дохристианскими верованиями древних охотников и рыболовов, расскажут о языческих богах, ритуальных обрядах и искусстве.
Для учащихся 3-5 классов
Ухта – родина российской нефти
Экскурсия посвящена важнейшим событиям Ухты, и охватывает период от 15 до начала 20 веков.
Школьникам расскажут о нефтяных источниках, первом нефтяном промысле России Фёдора Савельевича Прядунова, первых исследователях и многом другом.
Для учащихся 6-9 классов
Ухтинская экспедиция ОГПУ-Ухтпечлаг
Посетители познакомятся с историей создания и развития сети исправительно-трудовых лагерей на территории Ухты и Республики Коми, деятельностью выдающихся репрессированных учёных, врачей, артистов, скульпторов и художников. Экскурсанты увидят фотографии, документы и предметы 30-50-х годов ХХ века.
Для учащихся 10-11 классов, студентов
Они сражались за Родину
Юные посетители совершат путешествие в далёкое прошлое и станут участниками «боевой операции», узнают об ухтинцах — участниках Великой Отечественной войны, увидят солдатские письма, форму, оружие, личные вещи, послушают песни военных лет.
Для дошкольников 6-7 лет, учащихся 1-4 классов
Герб города Ухты
Лекция знакомит с наукой «геральдикой», историей создания и символикой герба города Ухты. Понять и запомнить символы юным посетителям помогут экспонаты музея.
Для дошкольников 5-7 лет, учащихся 1-2 классов
Государственная символика Республики Коми
Экскурсанты увидят герб и флаг, послушают государственный гимн. Посредством главных символов познакомятся с традициями и природными богатствами Коми края.
Для учащихся 2-4 классов
Таинственные минералы
В ходе экскурсии посетители раскроют тайны минералов опытным путем: узнают об их свойствах, областях применения и распространения, а также научатся самостоятельно определять их название.
Для учащихся 1-4 классов
Геология по станциям
Экскурсия с элементами игры в поиск ископаемых.
Для детей 5-15 лет
Эволюция древнего мира
В ходе экскурсии учащиеся смогут узнать, о зарождении жизни на Земле, проследят процесс эволюции от простейших организмов до динозавров. Разгадают загадку древних обитателей, живущих на Земле и по сей день.
Для учащихся 1-9 классов
Хранители музея
Интерактивная программа в игровой форме знакомит учащихся с профессией Хранитель музейных предметов.
Для учащихся 1-4 классов
Похищенное солнце
Интерактивная программа в игровой форме знакомит учащихся
с мифологическим представлениям древних предков об окружающем мире.
Для учащихся 1-4 классов
Куклы из бабушкиного сундука
Давным-давно, еще сто лет назад почти в каждой семье в деревне дети играли куклами, сделанными своими руками. Тряпичных красавиц, начиная лет с пяти, девочки уже сами могли изготавливать под руководством бабушек или мамы. Во время игры, дети знакомились с укладом жизни и получали нравственные знания – например, чем должен заниматься мужчина, какие были обязанности у женщины.
В быту часто встречались куклы-обереги и обрядовые куклы. Конечно, с ними уже не игрались дети. А при изготовлении таких кукол принято было петь, разговаривать или загадывать желание. Определить их не сложно – они безликие. Лицо чаще всего оставалось белым.
Во время занятия, экскурсовод демонстрирует куклы, которые выставлены в большом старинном сундуке. Дети знакомятся с многообразием представленных игрушек. У них есть уникальная возможность не только рассмотреть, но и подержать в руках игрушки, чтобы ближе познакомится с традиционными техниками изготовления.
Древний оберег «Кукла-скрутка» имеет простое строение. Несложно догадаться, каким образом создана эта кукла, название говорит само за себя.
Обязательна к показу традиционная кукла северных народов — «Акань». Яркая игрушка, одетая в теплую шубку, украшенная орнаментом и бисером, очень нравится детям. Её часто брали с собой в походах с родителями на рыбалку, на выгул оленей, на праздники.
А вот кукла-оберег «Неразлучники» — это символ крепкого семейного союза, поэтому делается как бы на одной руке, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе в радости и беде. Пару кукол – жениха и невесту традиционно делали к свадьбе. После они хранились дома, как оберег любви и верности.
Забавной и самой распространенной игрушкой является – «Кукла-стригушка». Делалась из сухой травы во время полевых работ, чтобы занять и отвлечь ребенка.
Первая берегиня, которая встречала только что родившегося младенца – «Кувадка». Служила она для того, чтобы обмануть злые вредоносные силы. Ее вешали над колыбелькой. Когда ребенок немного подрастал, оберег становился еще и игрушкой.
В старину даже изготавливали куклу в дорогу – «Подорожницу». Она очень маленькая 3-5 см., помещалась в ладони или кармане. Обычно ее делала мать сыну или жена мужу, при этом брать ее в руки мог только тот, кто делал куклу и тот, кому она предназначалась.
А вот пышная красавица «Кубышка-травница», по своему виду похожа на хозяюшку. Кукла эта не простая, если помять в руках ее юбку, то помещение наполнится приятным ароматом душистых трав. Часто ее называют – хранительница здоровья.
По завершению занятия, детям предлагается самостоятельно изготовить игрушку из ткани «Зайчик на пальчик». Он одевается на пальчик и всегда рядом. Раньше родители давали «зайчика» детям, когда уходили из дома, и если становится скучно или страшно, к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться.
Традиционная народная кукла не устарела, а наоборот она переживает подлинное возрождение.
Она является уникальным и особым видом искусства, хранит в себе традиции и обряды, которые на протяжении многих веков складывались у народов.
Традиционная кукла, изготовленная своими руками – неповторима, от нее веет теплом и положительным зарядом! Очень важно чтить традиции наших предков.
Для учащихся 1-4 классов
В кабинете-музее А.Я. Кремса (г.Ухта, ул. Кремса, д.3, кв.22)
экскурсии:
Жизненный путь Андрея Яковлевича Кремса
В ходе экскурсии посетители узнают о непростой судьбе геолога, доктора геолого-минералогических наук, профессора А.Я. Кремса. Увидят воссозданный по крупицам рабочий кабинет с технической библиотекой, его награды, личные вещи и даже первый слуховой аппарат, привезенный из США.
Для учащихся 10-11 классов, студентов.
В Музее геологической коллекции (г.Ухта, ул. Мира, 5)
экскурсии:
Полезные ископаемые Республики Коми
Экскурсия познакомит с полезными ископаемыми Республики Коми
Занимательная геология
Экскурсия знакомит со строением, агрегатными состояниями, способами, местами образования и применением полезных ископаемых. Посетители увидят многообразие полезных ископаемых всего мира.
Для учащихся 4-5 классов
Как найти нефть?
Как в Ухте появилась нефть? Что такое сейсморазведка? Для чего нужно «условие бутерброда»? Как узнать нужно ли ставить скважину? Ответы на эти и многие другие вопросы, связанные с нефтью, вы найдете, посетив данную экскурсию.
Для учащихся 3-5 классов.
В музее природы Земли проводятся выездные экскурсии по темам:
— Происхождение и развитие человека
— Млекопитающие Коми края
— Насекомые Коми края
— Растения Коми края
— Красная Книга Республики Коми
— Мир водорослей
— Членистоногие
— Ракообразные
— Паукообразные
— Полезные ископаемые
— Звери Севера
— Многообразие птиц
— Растения леса
— Рыбы Коми края
— Многообразие рыб
— Птицы Коми края
— Многообразие мира млекопитающих
— Эволюция животного мира Земли
— Многообразие мира насекомых Земли
— Удивительное в мире насекомых
— Удивительные звери и птицы
— Многообразие мира моллюсков
— Путешествие в природу
— Насекомые
— Подземные богатства
— Герои Республики Коми
— История музея. Биография К.Ф. Седых
В музее истории пос. Водный (г.Ухта, пгт.Водный, ул.Ленина, 16а) вы можете посетить
экскурсии по музею:
Никто не забыт и ничто не забыто
Экскурсия посвящена участникам Великой Отечественной войны. Центральной фигурой музея является композиция, в центре которой стела с фамилиями ушедших на фронт и погибших водненцев. В стеклянной витрине стелы размещены военные атрибуты, найденные при раскопках на местах боев В.О.в. Посетители могут ознакомиться с фотографиями погибших водненцев, письмами с фронта, удостоверениями, справками, извещениями.
Об участниках В.О.в можно узнать ознакомившись с фотографиями на стендах, витринах музея, а также просмотрев альбомы.
Родина российской нефти и первой электрической лампочки Коми
Посетители познакомятся с изы. Узнают о первом нефтяном промысле Ф. Прядунова, первой на Севере глубокой разведочной скважине М.К. Сидорова, нефтяном промысле А.Г. Гансберга, где зажглась первая электрическая лампочка в Коми крае и заработал первый телефон.
Водный промысел
Экскурсия ознакомит посетителя с историей уникальной разработки по извлечению радия из минеральных вод; расскажет о людях, стоящих у истоков промышленного освоения Коми края.
Завод «Прогресс» и его люди
Экскурсия расскажет о преобразовании радиевого производства в не менее уникальное производство керамических конденсаторов; об образовании завода «Прогресс»; о первом директоре Н.Е. Волкове; о том, как жили, трудились и отдыхали работники завода и поселка
О быте, одежде и культуре местного населения поселка и коми народа
расскажет небольшая экспозиция музея