Мастер-классы

  1. Мастер-класс «Мезенская роспись»

Мезенская роспись – это тип росписи домашней утвари (прялок, ковшей, коробов), сложившийся в начале XIX века в низовьях реки Мезень Архангельской области. С конца XIX века центром мезенской росписи становится деревня Палащелье, поэтому мезенская роспись по дереву известна также как «палащельская роспись». Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета — красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие покрывалось олифой, что придавало ему золотистый цвет и защищало краску от истирания. В настоящее время технология и техника мезенской росписи в целом сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти.

Для мезенской росписи характерен свой самобытный символьный орнамент. Каждая чёрточка, каждый квадратик, ромбик орнамента мезенской росписи, равно как и каждая фигурка животного, птицы глубоко символичны. Так, например изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки – это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там.

Наиболее яркие персонажи Мезенской росписи: красные кони, оленихи, уточки, гуси, лебеди, ёлочки, мифологическое дерево жизни.

Участники мастер-класса «Мезенская роспись» познакомятся с историей росписи, техникой нанесения краски, и смогут своими руками создать изделие с индивидуальным, неповторимым узором.

 

  1. Мастер-класс «Весенняя птичка»

 

Образ птицы (жаворонка, кулика) является символов прихода весны. В старину на Руси в день Сорока мучеников, на Благовещенье или Пасху пекут птичек из теста, называемых жаворонками, куликами. «Жаворонков» оставляют в сарае с коровой, несут на скотный двор, где ходят домашняя птица и подкидывают кверху, кормят скотину. Дети и девушки «жаворонков» подбрасывают вверх со словами: «Жаворонки, жаворонки, прилетите, с собой весну принесите!». Считалось что для того чтобы вызывать прилёт птиц и начало весны, надо было этот прилёт изобразить, имитировать его. Главное средство «закликанья» весны состояло в том, что в один из весенних дней пекли жаворонков или куликов. Этих «птиц» давали детям, которые клали их на возвышенные места, либо привязывали на нитках, либо подбрасывали в воздух. При этом дети пели веснянки — обрядовые песни, которые должны были призвать, приблизить весну. В обряде закликания Весны использовались птички не только выполненные из теста, а еще птички — веснянки изготовленные из ткани.

На мастер-класс «Весенняя птичка» участники создадут своими руками птичку из ткани – символ прихода весны.

 

  1. Мастер-класс «Кукла-стригушка»

 

Русская народная кукла занимает особое место в традиционной культуре. Жизнь народа немыслима без фольклора, традиционных праздников, обрядов, предметов прикладного искусства, в том числе кукол. Традиционные русские куклы участвовали во многих народных обрядах, как праздничных, так и бытовых.

Обрядовые куклы «Стригушки» делались в честь богатого урожая. Они изготавливались из лыка, соломы, травы, льна. Их одевали или украшали цветными шерстяными нитками. Соломенные куклы, сделанные из первого снопа, считались священными. После сбора урожая украшенный сноп носили по деревне. Из него пекли первый хлеб. Самой работящей и проворной девушке предоставлялось право изготовления первых стригушек, остававшихся в красном углу избы до следующего года. Обряд их изготовления сопровождался песнями. За то, что соломенные юбки у таких куколок подравнивали, подстригали, и прозвали их стригушками.

На мастер-классе «Кукла Стригушка» участники узнают историю появления и технологию изготовления народной обрядовой куклы. В качестве материала используется лыко (молодой луб, волокнистое, неокрепшее подкорье лиственного дерева — липы, ивы, дуба).

4. Эко-мастер-класс «Зверь-хранитель»

 

Одной из ранних форм религии у коми являлся культ деревьев. Коми поклонялись им, почитали их, наделяли душой и способностью  влиять на человеческую судьбу. Коми с большой любовью относились к лесу. Леса наполняют почти все пространство. Они – источник мистицизма и поэзии, они — место подвигов и охоты. Древние охотники вели свой промысел согласно особому охотничьему календарю – в виде плоского бронзового кольца с изображениями 9 различных животных, расположенных по кругу (обнаружен в 1976 г. в бассейне р. Вычегда, вблизи с. Сторожевск). Календарь поддерживал популяцию промысловых животных и баланс между человеком и природой. Для изготовления оберега используется природный материал — древесные спилы. На спил наносится изображение зверя соответствующего вашей дате рождения на коми промысловом календаре. Собственный «зверь-хранитель» принесет удачу.

5. Мастер-класс «Набойка по ткани»

Мастер-класс знакомит с одним из старинных способов оформления ткани.  Набойка, сохранилась до наших дней на всей территории обитания коми, кроме бассейна Печоры. Расцветка и рисунки набойки у коми близки к набойке, характерной для  русского населения Севера. Общие мотивы в набойке русских  и коми объясняются теми тесными культурными связями, которые существовали между этими народами. Самая распространенная у коми набойка — синяя ткань с несложным растительным орнаментом белого или желтого цветов. Из набивной ткани коми шили преимущественно сарафаны. Участники мастер-класса познакомятся с историей набойки, видами набивных рисунков, узнают, кто такие «синильщики» и чем они занимались. Затем с помощью набивочных досок и красок нанесут на ткань собственный рисунок.

6. Мастер-класс «Кукла-скрутка»

Мастер-класс знакомит с одним из способов изготовления традиционных народных кукол. Кукла — скрутка — это оберег настолько древний, что сейчас никто не в силах сказать, кто и где впервые скрутил тряпичную куклу. Народная кукла была очень многообразна. Тряпичная кукла, является уникальным и особым видом искусства, она хранит в себе традиции и обряды, которые на протяжении многих веков складывались у коми народа. В тряпичной кукле, как ни в чем больше, переплетены игровое и сакральное (обрядовое) начало. Человек, который делает куклу, он воссоздает самого себя, ведь мастер свои мысли, свои чувства вкладывает в работу. Кукла — отражение самого человека и, конечно же, этноса (народа), национальной культуры. В старину кукла и для мальчиков и для девочек была маленьким знаком рода, символом материнства. По поверьям многих народов Севера кукла была «берегиней» для ребенка. Затем участники мастер-класса сделают куклу-скрутку. Кукла — скрутка делается без иголки. Ее нужно не шить, а просто завязывать, закреплять ниточками. Традиционная кукла должна быть безликой. Лицо у кукол выполняли из светлой ткани. Рукотворная кукла несет тепло.

 

Солтесто
Соленое тесто

SONY DSC
Фотобутафория

SONY DSC
Декупаж

DSC_0693
Елка из салфеток

Набойка по ткани
Набойка по ткани

квиллинг
Квиллинг

Мандала2
Оберег в технике «Мандала»

Мезенская роспись
Мезенская роспись

 

izonit-dlya-detey
Изонить

Новигрушка
Новогодняя игрушка
DSC_0365
Роспись по камню

13

 

 

DSC_0644
Эко мастер-класс «Зверь-хранитель»

CnTBgcjd_UY
Птица-веснянка

_ZYd6b_miyM (1)
Кукла-стригушка